Меню

3 сражения коренного перелома второй мировой войны

Какие битвы определили коренной перелом во Второй Мировой Войне? Когда он начался? «Их самый славный час» (Часть 1)

В российском сознании Вторая Мировая была выиграна благодаря 3 битвам: под Москвой, под Сталинградом и под Курском. И это – редкий случай! даже правда: три этих битвы действительно вошли в состав «коренного перелома». Однако в реальности Вторая Мировая гораздо более масштабна, и минимум втрое большее количество «переломных» битв ускользают из сферы нашего внимания.

В начале новой серии мы поговорим о первой фазе «коренного перелома»: битвах, в которых наступление Оси было остановлено Союзниками. В том числе и о контрнаступлении под Москвой (дойдем до него через одну заметку).

Когда начался коренной перелом в войне?

Как могли догадаться читатели заметки « Когда началась Вторая Мировая Война? », в реальной истории очень сложно датировать процессы. Легко сказать, «когда Гитлер ввел войска в Польшу», сложно – «когда Гитлер начал готовиться к войне с Польшей». Все зависит от выбранных нами определений. А вот у Коренного Перелома во Второй Мировой, вопреки этой закономерности, есть простая и четкая дата начала. Мы можем выбрать много критериев: первая неудачная стратегическая операция стран Оси; первый случай, когда вооруженные силы стран Оси были разгромлены; первый случай, когда страны Оси получили нерешенную в ходе войны стратегически значимую проблему и т.д. Все эти критерии приведут нас ровно к одной дате.

15 сентября 1940г. Битва за Англию (извините, англичане, привык к этому названию – у них принято «Битва за Британию»), генеральное сражение над Лондоном.

Кто вообще с кем сражался в Битве за Англию?

Поскольку события эти у нас совершенно не известны, опишем общий расклад. В 1940г. Британская Империя осталась практически один на один с Германией. Формально у нее все еще было немало союзников (вся Бельгийская и Голландская колониальные империи, например), но эти союзники лишились метрополий (европейских территорий) и не могли прямо сейчас выставить сколь-нибудь значимые силы (за исключением немногочисленных, но качественных польских вооруженных сил, успевших эвакуироваться). Собственные войска Британской Империи были рассредоточены по всему миру; отозвать их было невозможно – во-первых, долго везти, во-вторых, не на чем везти, в-третьих, они нужны были для сдерживания Японии и контроля над колониями.

У англичан был мощный флот – тоже рассредоточенный, но имеющиеся корабли были достаточно сильны, чтобы противостоять строящемуся немецкому флоту. Однако английская авиация была намного слабее немецкой: немногочисленная и намного менее опытная. Поэтому немцы, планируя вторжение на Британские острова, рассчитывали, что немецкая авиация сможет разбить британский флот. Однако для этого нужно было получить полное превосходство в воздухе, т.е. добить британскую авиацию. Одновременно немцы должны был собрать транспортные корабли со всех немецких рек в захваченные ими порты северной Франции. После этого требовалось высадиться на побережье и продолжать снабжать по морю высаженную армию. Задача непростая, но решаемая, учитывая катастрофическую слабость британской сухопутной армии. По сути, у англичан не было в 1940г. ни единого шанса отразить немецкий десант, если немцам удалось бы высадиться без больших потерь на море.

Читайте также:  Виды переломов костей и способы оказания первой помощи при переломах

Немцев ограничивало только время: Ла-Манш – серьезная преграда, там непростая погода, и десант был возможен примерно до 20-х чисел сентября. Впрочем, немцы завершили кампанию против Франции уже 25 июня, а подготовку ко вторжению начали еще раньше. Поэтому активные боевые действия на британском ТВД (театре военных действий) начались уже 10 июля. У немцев и англичан был месяц на подготовку, и далее немцы должны были решить свою задачу за 2 месяца боев.

Изначально Третий Рейх имел что-то вроде 3000 боевых самолетов (не буду морочить голову читателям делением на истребители, тяжелые истребители, самолеты поля боя, тактические и стратегические бомбардировщики: оно здесь несущественно), подавляющее большинство – современных моделей. Экипажи этих самолетов имели за плечами многолетнюю довоенную подготовку и боевой опыт польской и французской кампаний . Это была самая мощная авиационная группа, которая когда-либо имелась у Германии. Англичане, напротив, имели меньше 1000 боевых самолетов, причем в большинстве старых моделей. Основной английский истребитель «Харрикейн» был настолько посредственен, что даже немецкие пикирующие бомбардировщики были для него сложной целью. Знаменитый впоследствии «Супермарин Спитфайр» выпускался малой серией и с кучей «детских болезней» и просчетов, которые были устранены только осенью 1940г. в версии mk.II. Опытных пилотов было только несколько сотен (здесь англичанам очень пригодились, например, польские и французские пилоты).

На всякий случай еще раз подчеркну. В воздушном бою важны боевые качества самолета, но еще важнее опыт и способности пилота. Из сотни пилотов-истребителей в годы Второй Мировой только десяток что-нибудь сбивают в своей жизни, и только один становится «асом», способным сбивать цели постоянно. (как следствие: сотня убитых вражеских пилотов-новичков не более важна, чем один убитый вражеский ас). В некоторых случаях отсутствие опыта может быть компенсировано выдающейся мотивацией и способностями… но и они не уберегут пилота от смертельной ошибки по неопытности. У пилотов других типов самолетов зависимость такая же, хоть и не столь очевидная. Поэтому «качественное» превосходство немецкой авиации было подавляющим.

Для сравнения: 22 июня 1941г. вся немецкая авиация на огромном Восточном Фронте насчитывала всего около 2000 слабо подготовленных экипажей боевых самолетов (да, в Википедии про это написана ахинея, полученная методом скрещивания транспортных и разведывательных самолетов с авиацией в Норвегии). (Впрочем, в английской Википедии в статье про Битву за Британию тоже смешано все в кучу.) У СССР было больше 6000 экипажей. И да, к концу этой заметки вы поймете, куда так растратилась немецкая авиация к 1941г. (куда растратилась советская к 1942г. – разговор отдельный).

Читайте также:  Костная мозоль при неправильно сросшемся переломе

Короче говоря, на начало июля 1940г. все говорило о том, что британская авиация будет быстро разгромлена, и немцы начнут десант . У них был хорошо продуманный план: сначала разбомбить в потроха аэродромы (сбивая все, что пытается взлететь), затем – порты, затем – железнодорожные станции и т.п. Немцы действовали как всегда хорошо организованно, и снабжению авиационной группировки был отдан главный приоритет по сравнению со всеми другими ТВД.

Почему же Гитлер не взял Лондон? Что-то пошло не так?

«Никогда еще столь многие не были столь многим обязаны столь немногим»

[Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few]

(У. Черчилль, премьер-министр Великобритании)

Наверное, главная сильная сторона британского премьер-министра Уинстона Черчилля (а он – человек исключительно талантливый) – это умение определять приоритеты. После катастрофы во Франции Черчилль мгновенно понял, что главное, от чего зависит выживание страны – это авиация. И предпринял невероятные усилия по ее укреплению. Впервые в истории была организована система противовоздушной обороны. Наблюдательные пункты, диспетчерские центры, дежурящие в воздухе и на земле эскадрильи… невероятно сложная организационно система по защите огромных территорий от немецкого удара. Ведь немцы могли не только использовать свое трехкратное превосходство в численности, но и многократно усиливать его, концентрируя самолеты против одной цели, в то время как англичанам приходилось рассредоточиваться для защиты множества.

Черчилль назначил лорда Бивенбрука министром авиационной промышленности, и тому удалось резко ускорить процесс выпуска новых самолетов (в том числе и современных Спитфайров). Но, конечно, самолеты – это расходный материал, гораздо важнее опытные пилоты – и была создана очень эффективная (хотя и жестокая) система подготовки пилотов. Пилотов-ветеранов регулярно отправляли в отпуск (что само по себе очень важно), но отпуск они должны были проводить, тренируя новичков.

Самое главное преимущество англичан состояло в том, что бои проходили в основном над их территорией. Сбитых английских пилотов спасали и возвращали в строй, а немцы погибали или попадали в плен. Несмотря на это, немцы добились серьезных успехов: к сентябрю им почти удалось подавить английские аэродромы. Времени оставалось критически мало, а численность английской авиации немцы сильно недооценивали. Они не учитывали, что в их донесениях о сбитых английских самолетах есть (стандартное для войны) трехкратное завышение потерь противника. Поэтому немецкое командование решилось на генеральное сражение: выманить всю английскую авиацию, какая оставалась, в небо и разбить ее в один день.

15 сентября. Как заставить англичан бросить все (по мнению немцев, крайне малочисленные) истребительные в бой? Атаковать цель, которую бы англичане были вынуждены защищать всеми силами. Поэтому 15 сентября немцы впервые подвергли ковровой (т.е. невыборочной, по всей территории) бомбардировке Лондон . В результате развернувшегося генерального сражения немцы за один день потеряли 60 самолетов с экипажами – огромные потери для одной авиационной операции. Англичане – менее 30, причем многие самолеты можно было отремонтировать и большинство экипажей спаслись. Через два дня после этого Гитлер отменил вторжение на Британские острова и сменил тактику воздушной войны (теперь немцы проводили ночные бомбежки английских городов, надеясь подорвать готовность англичан воевать). Активные воздушные действия продолжались еще до конца октября, однако стало ясно главное: немцы не успели справиться со своей задачей, и до лета 1941г. их десанта можно было не ждать. А к тому времени британская авиация должна была полностью окрепнуть и отразить любое вторжение.

Читайте также:  Неловкое движение в суставе может вызвать 1 ушиб 2 открытый перелом

Разумеется, британская авиация вела не только оборонительные бои. До сентября 1940г. она бомбила порты северной Франции, сорвав развертывание там транспортного флота немцев. А после того, как немцы атаковали британские города – начала бомбить Берлин и другие немецкие объекты.

К чему привела победа Союзников в Битве за Англию?

По итогам Битвы за Англию немецкие потери составили порядка 1400 боевых самолетов с экипажами. Англичане – вдвое меньше самолетов и втрое меньше пилотов. Если добавить к этому потери до конца 1940г., то они достигли 3500 пилотов. Такое «кровопускание» оказалось для немецкой авиации фатальным. Конечно, погибали не только ветераны, но и новоприбывшие неопытные пилоты, но можно сказать, что немецкая авиация потеряла практически всех пилотов с боевым опытом и качественной довоенной подготовкой . Этот успех был достигнут англичанами за счет невероятно высокого боевого духа и более быстрого развития тактики, особенно в части применения современных технических средств (радаров и другой электроники) и стратегии – маневрирования крупными авиационными соединениями.

После этого разгрома не было ни одной операции, в которой немецкая авиация показала бы себя хорошо. У нас есть много мифов о «всемогущей немецкой авиации», которые заслуживают отдельного разбора – но все это мифы.

Итак, военно-стратегическим результатом Битвы за Англию был разгром немецкой авиации, а политическим – распад соглашения между Гитлером и Сталиным. Не сумев высадиться на Британские острова, Гитлер понял, что его огромную армию некуда девать, кроме как на восток. В свою очередь, Сталин понял, что немцы не так сильны, как казалось, а Британская Империя достаточно прочна – и отклонил предложение Гитлера совместно разделить ее.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @warisnotagame

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b000ee71aa80c57154381f0/kakie-bitvy-opredelili-korennoi-perelom-vo-vtoroi-mirovoi-voine-kogda-on-nachalsia-ih-samyi-slavnyi-chas-chast-1-5b6f29f94ab6ed00a909c700

Adblock
detector