Меню

Актуальность темы компрессионные перелома

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 10-16 ЛЕТ С НЕОСЛОЖНЕННЫМИ КОМПРЕССИОННЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Кузьминова, Татьяна Александровна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кузьминова, Татьяна Александровна

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Статистические данные и клиническая картина компрессионных переломов позвоночника у детей

1.2. Особенности неосложненных компрессионных переломов позвоночника у детей

1.3. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей,

1.4 Современное состояние физической реабилитации неосложненных компрессионных переломов позвоночника

1.4.1 Лечебная гимнастика и массаж

1.4.2 Физические факторы лечения

1.5. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура

1.6. Оценка эффективности физической реабилитации неосложненных компрессионных переломов позвоночника

1.7. Заключение по литературному обзору

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ

2.2.1 Изучение и обобщение данных научно-методической литературы

2.2.2 Изучение медицинской документации

2.2.4 Антропометрические методы

2.2.5 Тестирование силовой выносливости мышц туловища

2.2.7 Тестирование статического равновесия

2.2.8 Тест для оценки качества выполнения физических упражнений

2.2.9. Педагогические наблюдения и педагогический эксперимент

2.2.10. Математико-статистическая обработка результатов

2.3. Организация исследования

2.3.1. Характеристика исследуемых детей

ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ^ОСЛОЖНЕННЫМИ КОМПРЕССИОННЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ПОЗВОНОЧНИКА

3.1. Организационно-методические особенности построения курса физической реабилитации при неосложненных компрессионных переломах позвоночника

3.2. Поэтапная программа физической реабилитации

3.3. Методика построения занятий в поэтапной программе физической реабилитации

3.3.1. Содержание методики занятий первого (щадящего) периода

3.3.2. Методика проведения занятий второго периода

3.3.3. Методика проведения занятий третьего периода фазы «А»

3.3.4. Методика проведения занятий третьего периода фазы «Б»

3.3.5. Методика проведения занятий оздоровительно-реабилитационной

направленности на поликлиническом этапе

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Анализ клинико-физиологических показателей

4.2. Результат соматоскопии осанки

4.3. Результаты тестирования силовой выносливости мышц туловища

4.4. Результаты тестирования статического равновесия

4.5. Результаты педагогической оценки качества выполнения физических упражнений

4.6. Оценка эффективности разработанной поэтапной программы физической

Приложение 1. Опросник для определения двигательной активности

Приложение 2. Тематический план и содержание бесед с детьми

Приложение 3. Примеры специальных упражнений в поэтапной программы физической реабилитации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Оздоровительная технология при нарушении осанки у детей 7-8 лет 2004 год, кандидат педагогических наук Гасеми Бехнам

Силовые упражнения на тренажерах специального типа в физической реабилитации больных остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника 2003 год, кандидат педагогических наук Егорова, Наталья Сергеевна

Комплексная коррекция статических деформаций у подростков с дефектами осанки и сколиозами I и II степени 2008 год, доктор медицинских наук Сквознова, Татьяна Михайловна

Влияние комплекса корригирующих средств на состояние опорно-двигательной функции и гемодинамики детей с искривлениями позвоночника в условиях специализированной школы-интерната 2004 год, кандидат биологических наук Чаплинский, Вячеслав Валентинович

Физическая реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки 2005 год, кандидат педагогических наук Аболишин, Андрей Геннадьевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 10-16 ЛЕТ С НЕОСЛОЖНЕННЫМИ КОМПРЕССИОННЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА»

Актуальность проблемы. Компрессионные переломы позвоночника (КПП) у детей являются серьёзным и прогностически опасным повреждением опорно-двигательного аппарата [9,12,19,20,41,104]. За последние десятилетия частота встречаемости у детей стабильных (неосложненных) компрессионных переломов позвоночника растет и составляет от 5,1 до 7,3% среди всех травм скелета [19,20,41,104].

По данным НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХ и Т) в 2012 году было госпитализировано 6582 детей с травмами опорно-двигательного аппарата: повреждения позвоночника составили 6,8%, сред них неосложненные переломы позвоночника — 4,1%, осложненные переломы 2,4% и 0,3% с повреждением спинного мозга.

Читайте также:  Переломы сесамовидных костей стопы

Статистические данные компрессионных переломов позвоночника указывают с одной стороны, на улучшение диагностики, с другой — на снижение индекса здоровья детей (уменьшение количества не болевших детей за год), ранними изменениями в косно-мышечной системе и заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ювенильный остеопороз, дисплазия костной ткани), снижением двигательной активности и малоэффективной профилактикой травматизма [8,10,12,21,41,55,82,89,113].

Особое медико-социальное и реабилитационное значение приобретает изучение причин неосложненных компрессионных переломов позвоночника (НКПП) у детей и поиски способов повышения эффективности лечения средствами физической реабилитации [90].

В физической реабилитации общепризнанно существуют концепция консервативного лечения НКПП: функциональный метод или метод ранней мобилизации с последующим ношением корсета [55,59,65,89]. Основная цель метода — создание полноценного «мышечного корсета» посредством иммобилизации позвоночника постельным режимом с применением лечебной гимнастики, массажа и физиотерапии [9,55,88,114].

Как показал анализ литературных источников, на сегодняшний день подавляющая часть отечественных исследований, посвященных рассматриваемой проблеме, уделяют особое внимание разработкам комплексов лечебной гимнастики.

Несмотря на это, ощущается недостаток работ, в которых содержался бы комплексный анализ данного вопроса, предложены программы, способные улучшить результаты применения средств физической реабилитации детей с НКПП и предусматривающие переход к оздоровительной физической культуре. Кроме того, педагогические аспекты в физической реабилитации детей недостаточно разработаны и обоснованы, часто не дифференцированы в зависимости от возраста, исходного уровня физической подготовленности и результатов тестирования физических качеств; уделяется недостаточно внимания значению врачебно-педагогического контроля в процессе использования средств и методов физической культуры.

В зарубежной литературе (Израиль, США, Канада, Западная Европа) существуют масштабные исследования, посвященные применению частных кинезотерапевтических методик, разработке способов тестирования и оптимизации результатов восстановления. Отличительной особенностью зарубежных исследований является комплексный подход, совмещающий лечебную физическую культуру и оздоровительную физическую культуру в единой системе физической реабилитации [131,138].

Сложившиеся противоречия между уровнем востребованности физической реабилитации детей с НКПП и степенью ее научно-методической разработанности определили проблему исследования. Она заключается в необходимости разработки теоретико-методологической программы физической реабилитации в процессе лечения детей с неосложненными компрессионными переломами позвоночника в условиях стационар-поликлиника.

В связи с этим становится актуальным поиск, разработка и применение

эффективных программ физической реабилитации с переходом к оздоровительной физической культуре, базирующихся на основных законах физического развития и воспитания, учитывающих функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, индивидуальные особенности, исходный уровень физической подготовки и возраст детей. В соответствии с представленной проблемой исследования определена тема диссертации.

Объект исследования: физическая реабилитация при компрессионных переломах позвоночника у детей.

Предмет исследования: структура и содержание поэтапной программы физической реабилитации детей в возрасте 10-16 лет с неосложненными компрессионными переломами грудного отдела позвоночника.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение поэтапной программы физической реабилитации с дифференцированным содержанием занятий лечебной гимнастикой, массажем и физиотерапией позволит сохранить и укрепить мышечный корсет (увеличить силовую выносливость мышц туловища), восстановить навык правильной осанки и подготовить детей с неосложненными компрессионными перелома позвоночника к занятиям оздоровительной физической культурой на поликлиническом этапе.

Цель исследования: повысить эффективность физической реабилитации детей с неосложненными компрессионными переломами позвоночника на стационарном и поликлиническом этапах.

1. Выявить особенности функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей в возрасте 10-16 лет с неосложненными компрессионными переломами позвоночника.

2. Разработать и внедрить программу физической реабилитации детей с неосложненными компрессионными переломами позвоночника.

Читайте также:  Если перелом шейки плеча срастется неправильно

3. Экспериментально подтвердить эффективность разработанной

поэтапной программы физической реабилитации детей с неосложненными компрессионными переломами позвоночника.

4. Разработать методические рекомендации по внедрению поэтапной программы физической реабилитации детей в возрасте 10-16 лет с неосложненными компрессионными переломами позвоночника для стационарного и поликлинического этапов.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы специалистов в области анатомии, физиологии, теории и методики физического воспитания, лечебной физической культуры, физической реабилитации, оздоровительной физической культуры (Иваницкого М.Ф., Бернштейна H.A., Донского Д.Д., Кашуба В.А., Коца Я.М., Каптелина А.Ф., Матвеева Л.П., Попова С.Н., Фонарева М.И., Попелянского Я.Ю., Виссарионова C.B., Епифанова В.А., Потапчук A.A., Нарскина Г.И., Герцен Г.И. Белая H.A. и других).

Организация исследования. Работа выполнялась на кафедре ЛФК, массажа и реабилитации ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». Исследование проводились в НИИ НДХ и Т, в условиях стационара и отдела реабилитации, в период с 2010 по 2013 гг.

На первом этапе исследования (2010-2011 гг.) осуществлялся анализ литературных источников по вопросам изучения практического опыта в области физической реабилитации детей с НКПП. Формулировалась цель, выдвигалась гипотеза, определяли задачи исследования и подбирали соответствующие методы оценки эффективности влияния предполагаемой поэтапной программы на восстановление функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

На втором этапе (2011-2012 гг.) проводилось пилотное исследование, проводимое с участием 12 детей в возрасте 10-16 лет, поступивших в НИИ НДХ и Т с диагнозом «Неосложненный компрессионный перелом позвоночника». Разрабатывали программу физической реабилитации для двух этапов (стационарного и поликлинического). Внедряли в работу

стационара и отдела реабилитации НИИ НДХ и Т, подготовленную поэтапную программу. Проводили тестирование статического равновесия у детей, не находящихся на стационарном этапе и без рассматриваемого в нашей работе диагноза. Экспериментально проверяли эффективность разработанной программы, систематизировали полученные результаты.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, проведение отсроченного контроля, интерпретация полученных материалов, выявление теоретических и практических результатов исследования, формулировали выводы, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— уточнено понятие «оздоровительно-реабилитационная физическая культура»;

— конкретизирована классификация периодов физической реабилитации детей с неосложненными переломами позвоночника;

— выделены параметры функционального состояния опорно-двигательного аппарата, характерные для детей с неосложненными компрессионными переломами грудного отдела позвоночника;

разработана и теоретически обоснована структура поэтапной программы физической реабилитации детей в возрасте 10-16 лет с неусложненными компрессионными переломами позвоночника грудного отдела для стационарного этапа и поликлинического этапов;

— определено и обосновано содержание занятий лечебной гимнастикой в сочетании с массажем и физиотерапией для детей с неосложненными компрессионными переломами грудного отдела позвоночника;

— выявлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации программы физической реабилитации детей с неосложненными компрессионными переломами позвоночника, обеспечивающий эффективность оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

Теоретическая значимость исследования: состоит в дополнении

теории и методики физической реабилитации, ее обогащения в разделе «Физическая реабилитация в травматологии», путем обоснования структуры и содержания поэтапной программы физической реабилитации детей с компрессионными переломами грудного отдела позвоночник; в уточнении понятий «оздоровительно-реабилитационная физическая культура»; результаты исследования расширяют имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможностях комплексного применения средств физической культуры и реабилитации: занятия лечебной гимнастикой, массаж, физиотерапия и тренировки статического равновесия.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в учебных дисциплинах специализации «Физическая реабилитация»: «Физическая реабилитация в травматологии», «Частная патология» специальности: «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», в подготовке специалистов, а также в профессиональном цикле дисциплин ФГОС ВПО 3 поколения профилей «Физическая реабилитация» и «Лечебная физическая культура» для подготовки бакалавров: «Лечебная физическая культура в травматологии», «Физическая реабилитация в травматологии», специалистами образовательных учреждений при работе с детьми, после компрессионных переломов позвоночника, специалистами

Читайте также:  Сколько буду хромать после перелома голени

реабилитационных центров и санаториев, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей в возрасте 10-16 лет с неосложненными компрессионными переломами позвоночника заключаются в наличие исходного нарушения осанки, снижения показателей силовой выносливости мышц туловища и асимметрии давления стоп на платформу системы КОБС во фронтальной плоскости.

2. Технология реализации поэтапной программы физической реабили-

тации детей с неосложненными компрессионными переломами позвоночника на стационарном этапе включает периоды: щадящий (иммобилизационный), функциональный (постиммобилизационный), восстановительный с фазами А и Б. На поликлиническом этапе реализовывалась фаза Б (тренировочно-корригирующий период) содержательной основой которого стала оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Разработанная программа физической реабилитации обеспечивает тренировку мышц туловища и равновесия, восстановление навыка правильной осанки, последовательный переход к оздоровительной физической культуре.

3. Поэтапный комплексный подход к применению средств физической реабилитации детей в возрасте 10-16 лет с неосложненными компрессионными переломами грудного отдела позвоночника позволяет существенно повысить эффективность лечебного процесса

4. Комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения реализации программы физической реабилитации детей в возрасте 10-16 лет с неосложненными компрессионными переломами грудного отдела позвоночника: наличие современных научно-обоснованных методик физической реабилитации (содержательный компонент); систематическое длительное воздействие с поэтапной преемственностью, материально-техническое и кадровое обеспечение (технологический компонент); систематическая оценка динамики показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата и хода реабилитационного процесса, позволяющая отслеживать эффективность применения программы физической реабилитации, внесение корректировки в процессе 3-3,5 месяцев (мониторинговый компонент); оценка исследуемых показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата в ходе оздоровительно-реабилитационного процесса (результативный компонент).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в непосредственной педагогической деятельности автора при разработке и составлении

программы физической реабилитации детей в возрасте 10-16 лет с неосложнениыми компрессионными переломами грудного отдела позвоночника на кафедре ЛФК, массажа и реабилитации ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», в ФГБУ «НИИ НДХ и Т» и ФГБУ РЦ «Детство». Данные внедрения подтверждаются двумя актами, прилагаемыми к диссертации.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены целостным подходом к анализу проблемы; адекватностью применяемых методов исследования, предмету и задачам исследования; корректной организацией педагогического эксперимента и трактовкой полученных данных; внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и реализация результатов исследования: основные положения диссертационной работы были изложены в ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» на заседании кафедры ЛФК, массажа и реабилитации.

Материалы диссертации докладывались на международных научно-практических конференциях: «Восстановительная медицина и реабилитация», «Реабилитация и санаторно-курортное лечение», «Нейрореабилитация в нейрохирургии», «Конгресс педиатров России»; Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии хирургического лечения деформаций и заболеваний позвоночника», «Реабилитация в детской травматологии и ортопедии», «II конгресс педиатров России», «125 лет со дня рождения И.М. Саркизова-Серазини: путь от реабилитации до спортивных рекордов. Достижения и перспективы отечественной лечебной физической культуры», Всероссийской научно-практической конференции «Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития».

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 140 страницах, иллюстрирована 17 рисунками и 24 таблицами, библиографический список, состоящий из 138 литературных источников, в том числе 23 зарубежных.

Источник статьи: http://www.dissercat.com/content/fizicheskaya-reabilitatsiya-detei-v-vozraste-10-16-let-s-neoslozhnennymi-kompressionnymi-per

Adblock
detector