Меню

Биология первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов

Урок биологии в 8 классе «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Программа В.В. Пасечника. На уроке применяется ЭОР.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов (8 класс)

Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;

определить цели доврачебной помощи;

продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;

развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;

развивать умения работать с ЭОР, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;

формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;

обеспечить смену видов деятельности

Тип урока : комбинированный

Оборудование: контрольные карты, карточки (ситуация №1, ситуация №2), компьютеры, Рабочие тетради на печатной основе, бинт, шина, косынка)

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Каждому обучающемуся предлагается контрольная карта, включающая 3 задания. Ученики выбирают одно задание для выполнения.

Контрольная карта «Скелет человека»

Задание 1. Из перечня (1—13) выберите ответы на вопросы (I-XIV).

  1. Кости стопы. 8. Теменная кость.
  2. Кости голени. 9. Лопатки.
  3. Кости предплечья. 10. Бедренная кость.
  4. Лобная кость. 11. Кости кисти.
  5. Ключицы. 12. Тазовые кости.
  6. Кость плеча. 13. Грудина.
  7. Ребра.

I. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?

II. Какие кости образуют плечевой сустав?

  1. Какие кости длинные трубчатые?
  2. Что относится к мозговому отделу черепа?

V. Какие кости образуют плечевой пояс?

VI. Какие кости образуют тазобедренный сустав?

VII. Какие кости самые широкие?

VIII. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?

IX. Что относится к грудной клетке?

X. Какие кости образуют локтевой сустав?

XI. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?

XII. Какие кости образуют коленный сустав?

XIII. Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?

XIV. Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?

Задание 2. Определите особенности строения скелета челочка, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Ответы запишите последовательно тремя цифрами.

  1. Грудная клетка.
  2. Стопа.
  3. Позвоночник.
  4. Верхняя конечность.
  5. Таз.
  6. С изгибами.
  7. Расширена в стороны.
  8. Сводчатая.
  9. Широкий, как чаша.

10. Большой палец противопоставлен остальным.

11. Опора для внутренних органов.

12. Защита внутренних органов.

13. Удерживание орудия труда.

14. Пружинит, смягчает толчки при движении.

Задание 3. Выберите правильные утверждения.

  1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей.
  2. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника.
  3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
  4. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза — пример полуподвижного соединения костей.
  5. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
  6. Седалищные, лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями.
  7. Суставная, или синовиальная, жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
  8. К грудине прикрепляются десять пар ребер.
  9. При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
  10. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.
Читайте также:  Перелом дистального отдела большеберцовой кости сколько

3. Актуализация опорных знаний

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг. В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру. А как помочь пострадавшему
во время инородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.

-Какие виды повреждений опорной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

(Запись темы урока на доске и в тетради.)

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?
(Работа группах. Разбор ситуации.)

Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, пошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.

Когда Нина с Наташей поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Они не знали, что делать.

— Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях?

Читайте также:  Как фиксировать перелом мизинца на ноге

(Дети высказывают свои мнения. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.)

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА упражнение «Росток» (для повышения активности организма)

Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

Используя ЭОР, выполните №56 в рабочей тетради на печатной основе на стр. 26.

Проверка выполненного задания.

-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Правила наложения шин»

Цель: научить правильному наложению шины при переломах

(Рассказ и демонстрация с помощью обучающихся: один — в роли потерпевшего, второй — накладывает шину под руководством учителя.)

Задание № 57 в рабочей тетради.

Оценивание результатов на уроке.

-Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

— Что лично вам дала такая работа?

§ 16, ответить на вопросы, р.т. №58(кроссворд), повторить тему №4.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/01/16/urok-biologii-v-8-klasse-pervaya-pomoshch-pri-ushibakh

Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах

Урок 13. Биология 8 класс ФГОС

Конспект урока «Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах»

Опорно-двигательная система человека подвержена нарушениям – травмам. Когда упадёшь или стукнешься обо что-нибудь, появляется синяк или покраснение. При небольших повреждениях тканей, которые происходят без нарушения целостности кожи, образуются ушибы. При ушибах необходимо приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное. При лёгких ушибах возникают только небольшие кровоизлияния в ткани (синяки), при сильных могут пострадать внутренние органы – почки, печень и головной мозг.

Особенно опасен ушиб головы. Если человек потерял сознание, испытал приступ рвоты, то у него сотрясение мозга. В таком случае пострадавшего надо доставить в медицинское учреждение.

При совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть повреждения костей (переломы), повреждения суставов (вывихи) и повреждения связок (растяжения).

Кости соединяются между собой плотными тяжами из соединительной тканисвязками. При резких движениях в суставе возникает растяжение. Растяжениеэто повреждение связок. Чаще всего ему подвергаются связки голеностопного и коленного суставов.

При растяжении появляется сильная боль и припухлость, может даже развиться отёк, вокруг сустава образуется синяк.

При оказании первой помощи пострадавшему нужно туго забинтовать сустав и наложить холод. Затем необходимо обратиться в травмпункт.

При вывихе головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой. При этом происходит растяжение, а часто и разрыв связок. При вывихе изменяется форма сустава, конечность теряет подвижность.

Вывих сопровождается сильной болью, особенно при попытке совершить движение в повреждённом суставе. Каждый должен знать, как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему человеку.

Никогда не пытайтесь самостоятельно вправить вывих. Так вы можете нанести пострадавшему ещё больший вред (повредить связки или причинить острую боль).

Читайте также:  Когда снимают гипс после перелома шейки бедра

Нужно положить вывихнутую конечность так, чтобы отсутствовали болевые ощущения, и зафиксировать её с помощью повязки.

При сильной боли можно дать пострадавшему обезболивающие средства, к суставу приложить холод, например снег, лёд или холодную мокрую ткань.

При переломах происходит нарушение целостности костей. Они бывают закрытые и открытые. При закрытых переломах не происходит ранение тканей, проникающих к месту перелома. Такие переломы не сообщаются с внешней средой. Открытые переломы костей сопровождаются ранениями мягких тканей (повреждаются мышцы и кожа). Открытые переломы сообщаются с внешней средой.

Если у пострадавшего открытый перелом, то прежде всего нужно остановить кровотечение, обработать рану и наложить стерильную повязку, после чего доставить пострадавшего в больницу.

При закрытом переломе на место повреждения накладывается повязка с применением шин – приспособлений, обеспечивающих неподвижность суставов и мягких тканей. В качестве шин могут быть использованы куски доски или картона.

Наложение шины при переломах кости голени Шина должна захватывать два ближайших здоровых сустава.

Так, при переломе костей голени она должна захватывать стопу и часть бедра. Чтобы шина не давила на повреждённый участок тела, под неё подкладывают мягкую повязку. Затем шину нужно плотно прибинтовать, но без сдавливания, к повреждённой конечности.

Если у вас нет бинта, можно использовать платок или полотенце.

При отсутствии шин сломанную ногу прибинтовывают к другой ноге, а сломанную руку – к туловищу. При переломе костей верхней конечности руку необходимо согнуть в локте, наложить шину и зафиксировать руку косынкой.

При повреждении позвоночника больного кладут лицом вниз на твёрдую поверхность, например на лист фанеры или доску, и доставляют в больницу в лежачем положении. Сажать или переносить пострадавшего с подозрениями на перелом позвоночника нельзя, так как кости могут сместиться и защемить нервы или повредить спинной мозг, что может привести к полной инвалидности.

При переломе костей грудной клетки, например рёбер или грудины, шину накладывать нельзя. Пострадавшему нужно задержать дыхание и во время выдоха наложить тугую повязку. После этого ему разрешают дышать, но неглубоко и доставляют в травмпункт.

При переломах костей черепа пострадавшего укладывают на спину, немного приподняв голову, и создают максимальный покой. Голову нужно зафиксировать валиком из одежды или одеяла, чтобы она была неподвижной.

Класть под голову подушку нельзя. Лицо пострадавшего должно быть повёрнуто в сторону, на случай рвоты. Если есть рана, её обрабатывают и накладывают стерильную повязку. На голову поверх повязки кладут пузырь со льдом.

Таким образом, при совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть переломы, вывихи и растяжения. Первая помощь при травмах должна обеспечивать неподвижность травмированных конечностей, исключение инфекции и щадящую транспортировку больного. Уменьшение боли достигается воздействием холода. Пострадавшего необходимо доставить в травмпункт, так как профессиональную помощь может оказать только врач.

Источник статьи: http://videouroki.net/video/13-piervaia-pomoshch-pri-ushibakh-rastiazhieniiakh-vyvikhakh-i-pierielomakh.html

Adblock
detector